Контрнаступление ATI Technologies: семейство RADEON X1800 (R520), X1600 (RV530) и X1300 (RV515)

Начальная линейка карт

RADEON
(в продаже )
Чип (конвейеров) частота ядра / памяти, МГц Объем памяти, Мбайт (бит) Цена, $
X1800 XT
(c 5.11.2005)
R520 (16) 625 / 750 512/256 (256) GDDR3 549/499
X1800 XL R520 (16) 500 / 500 256 (256) GDDR3 449
X1600 XT
(c 30.11.2005)
RV530 (12, 4TMU) 590 / 690 256/128
GDDR3
249/199
X1600 PRO
(c 30.11.2005)
RV530 (12, 4TMU) 500 / 390 256/128
GDDR3
199/149
X1300 PRO RV515 (4) 600 / 400 256 (128) GDDR3 149
X1300 RV515 (4) 450 / 250 256/128 (64) DDR 129/99
X1300 HM RV515 (4) 450 / 500 32 (32, HM) GDDR3 79

Позже, несомненно, появятся новые референсные конфигурации и новые карты от ATI. А пока отметим некую задержку, практически до декабря, с доступностью продуктов на базе RV530 (чип разрабатывался несколько позже R520 и несет в себе некоторые черты будущего R580, отсюда, видимо, и сдвиг с массовым производством), и задержку с доступностью самого старшего продукта линейки — X1800 XT — явление скажем так досадное, и намекающее на то, что на данный момент целый месяц этот самый быстрый ускоритель будет скорее пресс-картой (ведь обозреватели свои карты получили к анонсу) и призван конкурировать с G70 в обзорах, а не на полках магазинов. Возможно, опять-таки, виной тому выход годных чипов, или иные соображения, но ранее 5 ноября мы в магазинах эту карту не увидим.

Учитывая высокий конкурентный потенциал RV530 и шансы 1800XT более-менее заметно обойти GeForce 7800 GTX, можно только посетовать на эти задержки — было бы лучше, если бы все продукты новой линейки, давно ожидаемой поклонниками ATI, появились в продаже уже сейчас.

Архитектура вершинных процессоров

В наличии 8 одинаковых вершинных процессоров (на схеме они скрыты в блоке Vertex Shader Processors), соответствующих SM3 требованиям и построенных по стандартной для ATI схеме 3 1 (ALU каждого вершинного процессора может исполнять две разные операции одновременно, над тремя компонентами вектора и четвертой компонентой или скаляром).

Фактически, вершинные процессоры стали очень похожими на то, что мы видели в NV4X и G70 но без возможности выборки значений из текстур. За единственным исключением — там была схема 4 1 (за такт обрабатывался четырехкомпонентный вектор и скаляр), а тут 3 1. Потенциально схема, примененная в G70, чуть более производительна, но реальная разница может быть практически не заметна, тем более в наше время, когда вершинные процессоры редко бывают узким местом во время рендеринга. Позже мы внимательно исследуем (в том числе практически) вопрос реализации и эффективности доступа к текстурам из вершинных процессоров ATI.

Предлагаем ознакомиться  Что такое роутер, коммутатор и хаб

Официальные спецификации radeon x1300

  • Кодовое имя чипа RV515
  • Технология 90 нм
  • 105 миллионов транзисторов FС корпус (flip-chip, перевернутый чип без металлической крышки)
  • 128 бит интерфейс памяти (возможны 64 и 32 бит конфигурации)
  • До 256 мегабайт DDR1/2 или GDDR-3 памяти
  • Поддержка технологии HyperMemory
  • PCI Express 16х шинный интерфейс
  • 4 пиксельных процессора (один квад)
  • 4 текстурных блока
  • Вычисление, блендинг и запись до 4 полных (цвет, глубина, буфер шаблонов) пикселей за такт
  • 3 вершинных процессора
  • Сквозная точность вычислений — FP32 (и вершины и пиксели)
  • Полная поддержка SM 3.0 (шейдеры версии 3.0), включая динамические ветвления в пиксельных и вершинных процессорах, выбор значений текстур из вершинных процессоров и т.д.
  • Эффективная реализация переходов и ветвлений
  • Поддержка FP16 формата: полностью поддерживается вывод в буфер кадра в плавающем формате FP16 (включая любые операции блендинга и даже MSAA). Сжатие FP16 текстур, включая 3Dc.
  • Новый RGBA (10:10:10:2) целочисленный тип данных в буфере кадра для более качественного рендеринга без привлечения FP16.
  • Новый качественный алгоритм анизотропной фильтрации (пользователю доступен выбор между более быстрой и более качественной реализацией анизотропии), улучшена трилинейная фильтрация
  • Поддержка «двустороннего» буфера шаблонов
  • MRT (Multiple Render Targets — рендеринг в несколько буферов)
  • Контроллер памяти с 4-х канальным кроссбаром 4*32 бита (4 канала памяти, программируемый арбитраж). Эффективное кэширование и новая более эффективная реализация HyperZ
  • 2xRAMDAC 400 МГц
  • 2xDVI интерфейса c поддержкой HDCP
  • TV-Out и TV-In интерфейс, HDTV-Out
  • Аппаратный видеопроцессор (для задач компрессии, декомпрессии и постобработки видео), новое поколение, способное ускорять работу с H.264, — новым алгоритмом компрессии видео, используемым в HD-DVD и Blu-Ray видеодисках.
  • 2D ускоритель с поддержкой всех функций GDI

Далее мы подробно поговорим о новой архитектуре ATI, а пока отметим самые важные моменты: всестороннюю поддержку SM3 включая эффективную реализацию переходов, работу с форматами хранения и рендеринга FP16 без каких-либо ограничений (как и с целочисленными, включая MSAA и сжатие текстур но не включая фильтрацию FP16 текстур, к сожалению), FP32 точность вычислений внутри чипа.

Официальные спецификации radeon x1600

  • Кодовое имя чипа RV530
  • Технология 90 нм
  • 157 миллионов транзисторов
  • FС корпус (flip-chip, перевернутый чип без металлической крышки)
  • 128 бит интерфейс памяти (возможна 64 бит конфигурация)
  • До 512 мегабайт DDR1/2 или GDDR-3 памяти
  • PCI Express 16х шинный интерфейс
  • 12 пиксельных процессоров
  • 4 текстурных блока (!)
  • Вычисление, блендинг и запись до 4 полных (цвет, глубина, буфер шаблонов) пикселей за такт
  • 6 вершинных процессоров
  • Сквозная точность вычислений — FP32 (и вершины и пиксели)
  • Полная поддержка SM 3.0 (шейдеры версии 3.0), включая динамические ветвления в пиксельных и вершинных процессорах, выбор значений текстур из вершинных процессоров и т.д.
  • Эффективная реализация переходов и ветвлений
  • Поддержка FP16 формата: полностью поддерживается вывод в буфер кадра в плавающем формате FP16 (включая любые операции блендинга и даже MSAA). Сжатие FP16 текстур, включая 3Dc.
  • Новый RGBA (10:10:10:2) целочисленный тип данных в буфере кадра для более качественного рендеринга без привлечения FP16.
  • Новый качественный алгоритм анизотропной фильтрации (пользователю доступен выбор между более быстрой и более качественной реализацией анизотропии), улучшена трилинейная фильтрация
  • Поддержка «двустороннего» буфера шаблонов MRT (Multiple Render Targets — рендеринг в несколько буферов)
  • Контроллер памяти с 256-битной(?) внутренней кольцевой шиной, два разнонаправленных кольца, (4 канала памяти, программируемый арбитраж).
  • Эффективное кэширование и новая более эффективная реализация HyperZ
  • 2xRAMDAC 400 МГц
  • 2xDVI интерфейса c поддержкой HDCP
  • TV-Out и TV-In интерфейс, HDTV-Out Аппаратный видеопроцессор (для задач компрессии, декомпрессии и постобработки видео), новое поколение, способное ускорять работу с H.264, — новым алгоритмом компрессии видео, используемым в HD-DVD и Blu-Ray видеодисках.
  • 2D ускоритель с поддержкой всех функций GDI
  • Поддержка технологии ATI CrossFire
Предлагаем ознакомиться  Hiren's Boot CD 15.2 Русская версия

Официальные спецификации radeon x1800

  • Кодовое имя чипа R520
  • Технология 90 нм
  • 320 миллионов транзисторов (у G70 — 302)
  • FС корпус (flip-chip, перевернутый чип без металлической крышки)
  • 256 бит интерфейс памяти
  • До 1 гигабайта GDDR-3 памяти
  • PCI Express 16х шинный интерфейс
  • 16 пиксельных процессоров
  • 16 текстурных блоков
  • Вычисление, блендинг и запись до 16 полных (цвет, глубина, буфер шаблонов) пикселей за такт
  • 8 вершинных процессоров
  • Сквозная точность вычислений — FP32 (и вершины и пиксели)
  • Полная поддержка SM 3.0 (шейдеры версии 3.0), включая динамические ветвления в пиксельных и вершинных процессорах, выбор значений текстур из вершинных процессоров и т.д.
  • Эффективная реализация переходов и ветвлений
  • Поддержка FP16 формата: полностью поддерживается вывод в буфер кадра в плавающем формате FP16 (включая любые операции блендинга и даже MSAA). Сжатие FP16 текстур, включая 3Dc.
  • Новый RGBA (10:10:10:2) целочисленный тип данных в буфере кадра для более качественного рендеринга без привлечения FP16.
  • Новый качественный алгоритм анизотропной фильтрации (пользователю доступен выбор между более быстрой и более качественной реализацией анизотропии), улучшена трилинейная фильтрация
  • Поддержка «двустороннего» буфера шаблонов
  • MRT (Multiple Render Targets — рендеринг в несколько буферов)
  • Контроллер памяти с 512-битной внутренней кольцевой шиной, два разнонаправленных кольца по 256 бит, (4 канала памяти, программируемый арбитраж).
  • Эффективное кэширование и новая более эффективная реализация HyperZ
  • 2xRAMDAC 400 МГц
  • 2xDVI интерфейса c поддержкой HDCP, а также HDMI через переходник
  • TV-Out и TV-In интерфейс, HDTV-Out
  • Аппаратный видеопроцессор (для задач компрессии, декомпрессии и постобработки видео), новое поколение, способное ускорять работу с H.264, — новым алгоритмом компрессии видео, используемым в HD-DVD и Blu-Ray видеодисках.
  • 2D ускоритель с поддержкой всех функций GDI
  • Поддержка технологии ATI CrossFire
Предлагаем ознакомиться  Лучшие игровые сборки ПК в 2020 году

Тест hsr

Пиковая эффективность (без текстур и с текстурами) в зависимости от сложности геометрии:

Эффективность HSR топового решения ATI традиционно выше, как и ранее. Хотя, из-за более низкой латентности работы с текстурами NVIDIA заметно лучше выглядит в случае тестирования HSR совместно с текстурированием. А вот в среднем классе все не так просто — с текстурами ATI выглядит даже чуть хуже 6600/GT, особенно RV515 — там HyperZ очевидно слабее, чем в старших чипах ATI.

Тест point sprites

Все, как и раньше — NVIDIA лучше справляется с маленькими спрайтами, а ATI с большими. В случае освещения ATI получает еще немного преимущества — вершинные блоки там сильнее.

Выводы

  • Интересная новая архитектура, с большими возможностями масштабирования и высокой эффективностью использования пиксельных и текстурных ресурсов чипа.
  • Наконец-то есть поддержка шейдеров 3.0, и более того, полноценная работа с FP16 буфером кадра в любых режимах включая MSAA и сжатие текстур.
  • Судя по всему, реализация переходов и исполнение шейдеров 3.0 будет происходить заметно эффективнее, чем в последних чипах NVIDIA. А на обычных шейдерах 2.0 и ранее, производительность будет как минимум сравнимая, с перевесом в сторону ATI в расчете на один конвейер (в практической части мы проверим это предположение).
  • К сожалению, выход линейки был несколько задержан, что может сказаться на конкуренции. Более того, будет задержан и выход некоторых карт после анонса на месяц или два.
  • Спорным видится и решение сделать 4 текстурных блока у 12 конвейерного RV530 — но только практические тесты помогут нам определиться с его оправданностью.
  • Спорным видится отсутствие фильтрации FP16 текстур.
  • Отсутствует выборка текстур из вершинных процессоров. Такая возможность есть у NV4X и G70 но не стала особенно популярной из-за неторопливой реализации — жедм WGF2 ускорители, в которых это будет так же быстро как и в пиксельных шейдерах.

Об интерфейсах вывода

Новые ускорители поддерживают HDCP формат на оба DVI интерфейса, а старшие модели на базе R520 способны выводить на DVI разъемы и HDMI (High Definition Media Interface, интерфейс для вывода изображения и звука на цифровые кинотеатры и другие аудио-видео воспроизводящие устройства нового поколения, подробнее о распространенных интерфейсах можно прочитать в нашем предварительном материале о R520).

Оцените статью
Техничка
Adblock detector