Комплексное тестирование модулей оперативной памяти DDR-4 SDRAM на платформах Intel Z370 и AMD X470

Инструментарий и методика тестирования

Для более наглядного сравнения оперативной памяти все игры, используемые в качестве тестовых приложений, запускались в разрешении 1920х1080.

В качестве средств измерения быстродействия применялись встроенные бенчмарки, утилиты D3DGear 5.00 Build 2252 и AutoHotkey v1.0.48.05. Список игровых приложений:

  • Assassin’s Creed Odyssey.
  • Battlefield V.
  • Call of Duty: Black Ops 4.
  • Conan Exiles.
  • Fallout 76.
  • Far Cry 5.
  • For Honor.
  • Grand Theft Auto V.
  • HITMAN 2.
  • Metro Exodus.
  • PLAYERUNKNOWN’S BATTLEGROUNDS.
  • Shadow of the Tomb Raider.
  • The Witcher 3: Wild Hunt.
  • Total War Saga: Thrones of Britannia.
  • World Of Tanks.

Во всех играх замерялись минимальные и средние значения FPS. В тестах, в которых отсутствовала возможность замера минимального FPS, это значение измерялось утилитой FRAPS. VSync при проведении тестов был отключен.

Методика тестирования

В текущем обзоре мы с вами опустим обсуждение частотного потенциала различного вида микросхем памяти DDR4, влияние на него количества слоев печатной платы, важности подсветки и прочего, что может отвлечь нас от трех основ производительности ОЗУ: таймингов, частоты и режима работы. Естественно, что объем оперативной памяти играет ключевую роль как для рабочих, так и для игровых моментов, но в данном обсуждении мы будем отталкиваться от 16 ГБ набортной памяти, которые можно уже называть неким стандартом, позволяющим забыть о проблемах с фризами при активном использовании файла подкачки из-за недостатка ОЗУ.

Чтобы исключить упор в возможности оперативной памяти, использоваться будут только отобранные из доступных модули, основанные на микросхемах Samsung B-die. Для стенда AMD X470 это память G.SKILL Sniper X (F4-3400C16D-16GSXW) со скромным профилем на 3400 МГц cl16-16-16-36, а для Intel Z370 — G.Skill Trident Z RGB 2×8 ГБ (F4-3600C16D-16GTZR) и XMP 3600 МГц с аналогичными таймингами. Забегая вперед: не смотрите на профиль XMP, он ни о чем не говорит.

Предлагаем ознакомиться  Анонс процессоров Intel 10го поколения

Для того чтобы исключить выводы типа «можно же просто разогнать процессор», Intel Core i7-8700K и AMD Ryzen 7 2700X были разогнаны практически до максимума своих возможностей, оставаясь за гранью досягаемости для большинства пользователей (процессор Intel был скальпирован, а 2700X — удачный экземпляр).

Тесты же проводятся на двух стендах в три этапа. На первом мы с вами рассмотрим влияние частоты памяти и времени выполнения операций при фиксированных значениях таймингов в количестве тактов. Это поможет определиться с тем, что даст нам отборная память по сравнению с бюджетными вариантами, равно как и поможет найти предел частоты, выше значения которой начинается борьба с ветряными мельницами.

Второй этап расскажет о влиянии таймингов при фиксированной частоте памяти. Причем мы обратим внимание не только на основные, но и на второстепенные тайминги.

Заключающей стадией станет влияние двухканального режима на общую производительность системы. Для чистоты эксперимента ни объем, ни сами модули памяти меняться не будут, просто из первоначальной установки в DIMM A2/B2 первая «плашка» перекочует в B1. Таким образом мы сохраним 16 ГБ набортной памяти, не изменим ранговость (все данные модули имеют одноранговую структуру) и переведем режим работы в одноканальный.

Хватит слов, начнем!

Тестирование на платформе intel z370

Для кого-то фраза «Intel память не важна» является девизом по жизни. Истоков данной информации не найти, равно как и фактического подтверждения данного изречения. Но давайте же постараемся провести аналогичные вышеописанным тесты на новеньком Intel i7-8700K и чипсете Z370.

Тестовая конфигурация

Тесты проводились на следующем стенде:

  • Процессор: Intel Core i7-8700K (Coffee Lake, L3 12 Мбайт), 3700 @ 4800 МГц;
  • Материнская плата: ASRock Fatal1ty Z370 Gaming K6, LGA 1151v2;
  • Система охлаждения CPU: Corsair Hydro Series H105 (~1300 об/мин);
  • Видеокарта: GeForce RTX 2080 Ti 11264 Mбайт — 1545/14000 (ASUS);
  • Оперативная память №1: 2 x 8 Гбайт DDR4 Kingston HyperX Savage (Spec: 3333 МГц / CL19 — CL15 / 1.35 В) , X.M.P. — on/off;
  • Дисковая подсистема №1: 64 Гбайт, SSD ADATA SX900;
  • Дисковая подсистема №2: 1 Тбайт, HDD Western Digital Caviar Green (WD10EZRX);
  • Блок питания: Corsair HX850 850 Ватт (штатный вентилятор: 140-мм на вдув);
  • Корпус: открытый тестовый стенд;
  • Монитор: 27″ ASUS PB278Q BK (Wide LCD, 2560×1440 / 60 Гц).
Предлагаем ознакомиться  Главная> Популярный> Компьютерная и офисная техника >"оперативной памяти ddr3"6,544 результатов

Программное обеспечение:

  • Операционная система: Windows 10 x64;
  • Драйверы видеокарты: NVIDIA GeForce 425.31 WHQL.
  • Утилиты: D3DGear 5.00 Build 2252, AutoHotkey v1.0.48.05, MSI Afterburner 4.6.0.

Заключение

По диаграмме среднегеометрической производительности оперативной памяти в пятнадцати играх видно, что первичные тайминги незначительно влияли на производительность процессора Ryzen 7 2700X. Снижение таймингов с CL19 до CL14 увеличило его результаты на 4%.

На этом можно было бы считать тему данного обзора раскрытой, однако давайте окунемся в детали. В материале наблюдалось три сценария влияния таймингов оперативной памяти на производительность процессора Ryzen 7 2700X:

  • Снижение таймингов DDR4 вообще не влияло на результаты ЦП в играх Assassin’s Creed Odyssey, Battlefield V, Conan Exiles, Hitman 2, Metro Exodus и Shadow of the Tomb Raider.
  • Снижение таймингов DDR4 повышало производительность ЦП на незначительные 2—4%. Данная тенденция наблюдалась в играх Call of Duty: Black Ops 4, Far Cry 5, For Honor, PlayerUnknown’s Battlegrounds, Total War Saga: Thrones of Britannia и World Of Tanks.
  • Снижение таймингов DDR4 увеличивало производительность ЦП на заметные 5-7%. Данная тенденция наблюдалась в играх Fallout 76, Grand Theft Auto V и The Witcher 3: Wild Hunt.

Полной неожиданностью для меня стали результаты тестов в играх Assassin’s Creed Odyssey и Hitman 2. При тестировании таймингов на платформе Intel производительность процессора в этих проектах заметно изменялась. В случае с Ryzen 7 2700X оптимизация таймингов вообще никак не повлияла на результаты ЦП.

По итогам данного тестирования можно утверждать, что снижение первичных таймингов положительно влияет на производительность процессора Ryzen 7 2700X.

Обладателям дорогих комплектов оперативной памяти DDR4 достаточно установить XMP профиль в BIOS материнской платы и больше не париться. Любителям выжать из своего «железа» все соки есть смысл повозиться с дополнительной ручной настройкой таймингов. Это повысит производительность их систем в большинстве современных игр еще на 2-4%.

Предлагаем ознакомиться  Создание кнопки выключения компьютера на Рабочем столе Windows 10

Ну а обладателям «народных» комплектов оперативной памяти DDR4 помимо повышения тактовой частоты необходимо сосредоточиться и на снижении таймингов. В сумме эти действия принесут серьезные дивиденды производительности их системы.

Дмитрий Прилепских aka
PhoenixOC

Благодарю за помощь в подготовке материала к публикации: donnerjack.

Оцените статью
Техничка
Adblock detector