Как разобрать и смазать кулер процессора, видеокарты и блока питания компьютера

Виды подшипников на компьютерных кулерах и их особенности

Сначала поговорим о подшипниках, которые используются в современных вентиляторах охлаждения ПК. Они бывают трёх типов.

Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбугде найти для замены резиновое кольцо

По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

Часто приходится заниматься ремонтом кулеров и решил поделиться опытом:

✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.

Как выбрать масло

Неправильный выбор масла для вентилятора может привести к его полной поломке. Многие люди пользуются WD-40, специальной смазкой, разработанной американской компанией для смазывания всякого рода шумных и скрипучих поверхностей. Но не стоит использовать это средство для вентилятора компьютера.

Оно помогает лишь в том случае, если смазывают предмет, редко находящийся в движении, например, дверную петлю. Но вентилятор находится в постоянном движении, и крутится на большой скорости.

Предлагаем ознакомиться  Сравнение телефонов iPhone 6s Plus и iPhone 7

Лучше воспользоваться бытовым смазочным маслом, предназначенным для швейных машин, электроинструментов, дверных замков, петель.Есть специальное масло для швейных машин. Оно легкое и вязкое, выдерживает высокую температуру и специально разработано для смазки деталей, работающих на высокой скорости.

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Качение

Его видел практически каждый — два кольца и сепаратор с шариками, помещённый между ними. Для защиты от пыли сепараторы нередко закрывают крышками. Стоит такая конструкция, конечно, дороже, чем конструкция скольжения, но это оправдывается достаточно большим (до 70 000–90 000 ч) ресурсом. К недостаткам подшипников качения с защитными крышками можно отнести проблемы с обслуживанием — чисткой и смазкой.

Уровень шума формально несколько выше, чем у подшипников скольжения, но из-за шума воздуха в крыльчатке на практике такие вентиляторы в целом бывают не более шумными и почти не подвержены гулу из-за вибраций при выработке.

Предлагаем ознакомиться  Как вставить кнопку в клавиатуру ноутбука

Когда нужно смазывать кулеры компьютера?

Первыми признаками того, что смазка в вентиляторах пришла в негодность являются вибрации и неприятный шум при первых минутах работы компьютера, включенного после длительного (ночного) простоя.

Ведь шум и вибрации, как правило, издают движущиеся части. В персональном компьютере (ноутбуке) это вентиляторы.

Пошаговая инструкция

Чем смазывать и чем не смазывать мы выяснили, пора приступать к обслуживанию. Для работы нам понадобятся:

  • крестообразная отвёртка;
  • скальпель или нож с острым концом;
  • шило;
  • пинцет;
  • небольшая малярная кисть;
  • пылесос;
  • ватные палочки;
  • масло;
  • бензин «Калоша» или спирт;
  • бумага с ручкой.

Прежде чем заняться обслуживанием кулера, до него нужно добраться. Этим и займёмся.

Принцип работы вентилятора

Большинство вентиляторов держатся на подшипниках скольжения, состоящих из вала, который вращается внутри цилиндра или втулки.

Цилиндр состоит из пористого металла, смазанного маслом. Когда вал начинает вращаться, часть масла с втулки перемещается ближе к валу, создавая масляную пленку. Так металлические части почти не соприкасаются, не повреждаются, и шум почти не слышен.

В идеальном случае внутри цилиндра всегда достаточно масла, и вентилятор не изнашивается. Но при некоторых издержках производства, например, если подшипник плохо склеен, часть масла испаряется. Тогда вентилятор станет работать медленнее, его части начнут тереться друг о друга и изнашиваться, компьютер будет перегреваться. Появится шум.

В таком случае следует капнуть в кулер одну каплю масла.

Скольжения

Самая простая конструкция. Представляет собой бронзовую, в бюджетных моделях — латунную втулку с антифрикционным покрытием, в которой вращается вал. Такой подшипник используется во многих вентиляторах охлаждения БП домашних компьютеров.

К достоинствам подшипников этого типа можно отнести простую конструкцию и невысокую стоимость. Ресурс составляет около 35 000 часов, но только в идеальных условиях эксплуатации. Реально он служит в 2-3 раза меньше. Уровень шума в новом вентиляторе низкий, однако при износе такого подшипника многие кулеры начинают заметно шуметь (характерное «рычание»).

Оцените статью
Техничка
Adblock detector