До: оригинальный ddr3-1333
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 a b c d e f 0123456789abcdef 00: 92 10 0b 03 03 19 00 09 03 52 01 08 0c 00 3e 00 ??????.??R???.>. 10: 69 78 69 30 69 11 20 89 00 05 3c 3c 00 f0 83 01 ixi0i? ?.?<<.??? 20: 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 ................ 30: 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 0f 11 45 00 ............??E. 40: 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 ................ 50: 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 ................ 60: 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 ................ 70: 00 00 00 00 00 80 ce 02 11 30 b1 5b 13 a1 0e 59 .....????0?[???Y 80: 4d 34 37 31 42 35 32 37 33 43 48 30 2d 43 48 39 M471B5273CH0-CH9 90: 20 20 00 00 80 ce 00 00 00 53 31 42 4e 30 30 30 ..??...S1BN000 a0: 01 00 01 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 03 ?.?............? b0: 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 32 59 00 .............2Y. c0: 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 ................ d0: 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 ................ e0: 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 ................ f0: 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 00 ................
Ожидания и ограничения
В этом разделе рассматриваются 3 компонента, влияющие на процесс разгона: микросхемы (чипы памяти), материнская плата и встроенный контроллер памяти (IMC).
Разгон
Дисклеймер: потенциал разгона сильно зависит от «кремниевой лотереи» (чип чипу рознь), поэтому могут быть некоторые отклонения от моих предложений.
Процесс разгона достаточно прост и выполняется в 3 шага:
- Выставляются очень большие тайминги.
- Увеличивается частота DRAM до появления признаков нестабильности.
- Выставляются оптимально-малые тайминги.
Тайминги памяти: игры
В играх же влияние таймингов ощущается не в большей степени, нежели влияние частоты.
Тестовый стенд №1
- Процессор: AMD Athlon 64 FX-60, 2.6 ГГц (200 x13)
- Чипсет: NVIDIA nForce4 SLI X16
- Материнская плата: ASUS A8N32 SLI Deluxe, версия BIOS 1009 от 12/14/2005
- Память: 2×1 ГБ Corsair XMS-4400PRO в режиме DDR-400, частота 200 МГц
Тестовый стенд №2
- Процессор: AMD Athlon 64 FX-60, 2.4 ГГц (200 x12)
- Чипсет: NVIDIA nForce4 SLI X16
- Материнская плата: ASUS A8N32 SLI Deluxe, версия BIOS 1009 от 12/14/2005
- Память: 2×1 ГБ Corsair XMS-4400PRO в режиме «DDR-500», частота 240 МГц (2400 /10)
Тестовый стенд №3
- Процессор: AMD Athlon 64 FX-60, 2.75 ГГц (230 x12)
- Чипсет: NVIDIA nForce4 SLI X16
- Материнская плата: ASUS A8N32 SLI Deluxe, версия BIOS 1009 от 12/14/2005
- Память: 2×1 ГБ Corsair XMS-4400PRO, частота 275 МГц (2750 /10)
Тестовый стенд и методика тестирования
В соответствии с тематикой статьи, тестовый стенд претерпел соответствующие изменения:
- Центральный процессор: AMD Ryzen 7 3700X;
- Материнская плата: Gigabyte X570 Aorus Master (биос версии F7b, agesa 1003abba);
- Система охлаждения процессора: AMD Wraith Prism;
- Термоинтерфейс: Arctic MX-4;
- Оперативная память: G.Skill SniperX F4-3400C16D-16GSXW, 2x8gb;
- Видеокарта: AMD Radeon RX 5700 XT;
- Дисковая подсистема: SSD Apacer AP240GAS350 HDD Western Digital WD10EZRX-00A8LB0;
- Корпус: Corsair Carbide 270R;
- Блок питания: Cougar GX-F750.
Все тесты были проведены из-под ОС Windows 10 Professional сборки 1903 с последними обновлениями на 5 октября 2020 года.
Чтобы избежать влияния технологий динамического разгона на итоговые результаты, частота процессора была фиксирована на отметке в 4300 МГц. Видеокарта работала в штатном режиме, включая частоты и напряжения.
Оперативная память тестировалась в два этапа.
В первом случае исследовалось влияние частоты памяти – для этого при одинаковой модели таймингов (16-16-16-36) были задействованы пять частотных режимов: 2133, 2666, 3200, 3466 и 3800 МГц.
Во втором случае объектом исследования стали тайминги памяти. Для этого при частоте в 3466 МГц тайминги понижались до модели 14-14-14-28 и повышались до 18-18-18-40.
Частота памяти: игры
А вот в играх разница и вовсе не заметна. Точнее, наблюдается разброс в пределах 1-2 кадров в секунду, но обусловлен он скорее погрешностью измерений, нежели параметрами работы оперативки.
Конечно, можно списать это на «упор в видеокарту», однако предыдущие замеры с Ryzen 2000 и Radeon RX Vega в разрешении FullHD демонстрировали фактически те же самые результаты!